Перейти до основного вмісту

Путешествие в чужую жизнь

Catfish («Как я дружил в социальной сети»)
Режиссеры: Генри Джуст, Ариэль Шульман
США, 94 мин.

Первая половина романа чисто виртуальная, поэтому львиную долю экранного времени занимают скриншоты: электронные письма Нева, электронные письма Неву. История же вот какая. Нев специализируется на фотографиях танцоров. Однажды он снял какую-то балерину, и через некоторое время ему пришла по почте бандероль, в ней копия его снимка один к одному, но превращенная в картину.

К картине приложено короткое письмецо детским почерком: так и так, меня зовут Эбби, мне 6 лет, я живу в городе Ишпеминг, штат Мичиган, больше всего на свете я люблю рисовать.  Завязывается обмен мейлами и личными фотками, между Ишпемингом и Нью-Йорком налаживается интенсивное телефонное общение, к которому подсоединяется Анджела Вессельман, мама Эбби (девочка присылает Неву портрет Анджелы в полный рост: очень  классная женщина), потом Меган, старшая сестра. Семья, как выясняется, вся очень талантливая: Анджела танцует, Меган тоже танцует и кроме того поет, играет на гитаре и пианино, сочиняет песни в стиле кантри. Глава семейства Винс, правда, по  другому делу: разводит племенных жеребцов на большом семейном ранчо.  Надо ли удивляться, что Нев и Меган виртуально влюбились друг в друга?Фильм документальный. Живут два брата — Ариэль и Нев Шульманы. Первый киношник, второй фотограф.  Ари на несколько лет старше Нева, они дружны и у них много друзей, им привольно и легко прожигать молодость на веселой вершине мира под названием Манхэттен, Нью-Йорк.  Нев закручивает странный роман по фейсбуку, Ари от нечего делать и по навязчивой привычке киношника фиксирует все этапы романа на видео. (Ему помогает друг, Генри Джуст.  Когда из всего этого неожиданно получится интересный фильм, Ари и Генри немного прославятся как его режиссеры/операторы).

Мало-помалу их электронный эпистолярий приобретает эротическое напряжение, мобильники во время длинных разговоров раскаляются от сексуального жара добела. Они уже жаждут физического контакта, который не наступает лишь потому, что всегда страшно переходить от любовного виртуала к реалу, ну и мешают всякие бытовые обстоятельства. Но встреча неминуема, она вот-вот произойдет!  И тут — не буду входить в детали — Нев внезапно заподозрил, что его водят за нос: что-то неладно, то ли Меган не та, за кого себя выдает, то ли вообще никакой Меган нет.

Чтобы все выяснить, Ари, Генри и Нев отправились на автомобиле в Ишпеминг, без предупреждения нагрянули к Вессельманам — и что же они увидели? Бедный дом. Анджела — по-американски толстая сорокалетняя женщина, ничуть не похожая на свой шикарный портрет.  Мужа ее действительно зовут Винс, но этот грузный человек с медленной, затрудненной речью напоминает больше конюха, чем владельца ранчо. А ранчо-то никакого нет — ребята выяснили это, прежде чем встретились  с Вессельманами. Эбби есть, но у нее нет ни малейших художественных способностей: все картины, подделываясь под примитивный стиль, рисовала за нее Анджела. А самое, самое главное —  нет никакой Меган: за нее писала и разговаривала «молодым» голосом тоже она, Анджела.

Вот так. Нев и компания разоблачили Анджелу не сразу, для этого им понадобилось проторчать в Ишпеминге три дня. Виртуально влюбленный Нев сначала ошеломлен — потом разочарован — потом очень зол на Анджелу и думает, как бы ее проучить — и наконец… в том, что Нев почувствовал, понял, и состоит суть фильма, его трогательное и глубокое содержание.

Я пропустил нечто очень важное. Меган — фикция, но у Вессельманов не один ребенок, а три. Кроме общей дочери Эбби, есть еще двое подростков. Они умственно отсталые, не умеют разговаривать и пользоваться туалетом, а один прикован к инвалидному креслу.  Это дети Винса (неспроста он с таким трудом выражает свои мысли!).  Выйдя за него замуж, Анджела получила в придачу таких пасынков и обрекла себя на жизнь вечной сиделки.  Роман с аполлонически красивым Невом, существом из сверкающего вдали, как звезда, манхэттенского мира, был для нее не только эмоциональной разрядкой, но и виртуальным проигрыванием судьбы, которой она, талантливая и, в сущности, привлекательная женщина, была вполне достойна, но которая в занюханном Ишпеминге не могла осуществиться, как не состоялись судьбы чеховских трех сестер.

Оригинальное название картины — «Catfish», зубатка. Винс рассказывает Неву, что в былые времена Америка торговала с Китаем треской. Треску перевозили через океан в танкерах и, чтобы рыба в пути не заснула, надо было заставить ее постоянно двигаться. Для этого вместе с треской в воду бросали маленьких хищных рыбешек — зубаток, спасаясь от которых, треска и шевелилась. Анджела совсем не хищница, но встреча с ней заставила трех шалопаев впервые пошевелить мозгами в плане «жизни и судьбы». 

«Но где же еврейская тема?» — спросите вы. Виноват, на этот раз еврейской темы нет, есть только человеческая. Если же некоему строгому читателю «Хадашот» таковой не достаточно…

Шульманы, Вессельманы, тот же Генри Джуст — они же все аиды, разве вы не поняли?

Святослав Бакис, специально для «Хадашот»

http://bakino.at.ua/

По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390 (Леонид, Киев)
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com

Немає часу відвідувати сайт? Підпишіться на розсилку і отримуйте найважливіше в одному листі

Отлично, вы подписаны на нашу рассылку!
Ранее вы уже были подписаны на нашу рассылку